С 1 марта 2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определяет правовые основы обращения побочных продуктов животноводства в целях обеспечения их эффективного вовлечения в хозяйственный оборот в сельскохозяйственном производстве, в том числе как источника повышения плодородия.
Побочные продукты животноводства (далее — ППЖ) — вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.
ППЖ могут использоваться в сельскохозяйственном производстве и/или реализовываться, в том числе в качестве сырья для производства сельскохозяйственной продукции, предназначенной для повышения плодородия почвы.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к ППЖ или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.
Собственники ППЖ осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов (учет основной продукции и отходов, отраженных в учетной политике предприятия, бухгалтерском учете).
Допускается указывать объем образуемых побочных продуктов животноводства, полученный расчетным путем. Допускается рассчитывать объем образуемых побочных продуктов животноводства исходя из проектной (количество скотомест, птицемест) или фактической мощности, умноженной на показатель выхода навоза (помета) в сутки на 1 голову кг, установленный в методических рекомендациях по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помёта РД-АПК 1.10.15.02-17. Допускается к полученному показателю объема образования ППЖ применять поправочный коэффициент, учитывающий факторы осадков, применяемой технологии и т.д.
Объем побочных продуктов животноводства, оставшийся на хранении и не внесенный и не переданный в рассматриваемый период, не указывается. В будущем году оставшийся в предыдущем году на хранении объем побочных продуктов животноводства войдет в объем внесенных или переданных (в случае его внесения или передачи).
О принятом решении, об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к ППЖ, об объемах ППЖ, о дате образования ППЖ, планируемых сроках использования ППЖ в производстве или передаче ППЖ иным лицам (передача ППЖ допускается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции) и результатах таких использования, обязаны уведомить Управление Россельхознадзора согласно приказу Минсельхоза России от 07.10.2022 № 671 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства» уведомление направляется ежегодно на предстоящий календарный год не позднее 31 декабря текущего календарного года в территориальное управление Россельхознадзора по месту образования побочных продуктов животноводства лично, посредством почтовой связи с уведомлением о вручении или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Даже если хозяйствующий субъект в установленные сроки направил уведомление, ему необходимо утвердить соответствующие технические условия и регламент, а также неукоснительно соблюдать требования к обращению с ППЖ.
Требования к обращению побочных продуктов животноводства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства», установлены пунктами 21-27 раздела 5, согласно которых:
— использование необработанных, не переработанных побочных продуктов животноводства не допускается;
— использование побочных продуктов животноводства не должно приводить к истощению, деградации, порче, уничтожению земель и почв и к иному негативному воздействию на земли и почвы;
— внесение побочных продуктов животноводства в почву земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться на расстоянии не менее 300 метров от границ жилой застройки;
— объемы и периодичность внесения побочных продуктов животноводства в почву земель сельскохозяйственного назначения должны исключать смыв питательных веществ в подземные и поверхностные водные объекты;
— допускается внесение обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства в почву земель сельскохозяйственного назначения при высоте снежного покрова 20 сантиметров и менее при условии исключения смыва питательных веществ в подземные и поверхностные водные объекты;
— побочные продукты животноводства вносятся в почву земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, посредством равномерного внесения по площади указанных земель;
— использование и реализация ППЖ осуществляются на основании технических условий, утвержденных их изготовителем, определяющих характеристики побочных продуктов животноводства, способы их обработки, переработки и условия использования, методы контроля и требования к безопасности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3256-р утвержден перечень нарушений требований к обращению ППЖ, в результате которых ППЖ признаются отходами, это:
- Хранение необработанных, не переработанных побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений и (или) мест, предназначенных для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства, в том числе навозохранилищ, пометохранилищ.
- Обработка, переработка ППЖ вне специально оборудованных сооружений и (или) мест, предназначенных для хранения и (или) обработки, переработки ППЖ в том числе навозохранилищ, пометохранилищ.
- Использование ППЖ при наличии патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов, содержании токсичных элементов, пестицидов, превышает установленные нормативы.
- Передача ППЖ, не соответствующих требованиям пунктов 15 и 16 требований к обращению ППЖ, утвержденных ПП РФ от 31.10.2022 № 1940, лицам, не осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
- Хранение, обработка, переработка ППЖ вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов (в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных), и (или) необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт.
- Транспортировка ППЖ с применением гидромеханического оборудования (шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что:
— побочные продукты животноводства признаются отходами в случае установления в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вынесенного при выявлении указанных нарушений (часть 6 статьи 5 Федеральным законом от 14.07.2022 № 248-ФЗ);
— в случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом следующих особенностей:
- плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений, указанных в части 6 настоящей статьи;
- платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами в соответствии с частью 6 настоящей статьи;
- размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 16.3 Федерального законаот 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 1 (часть 7 статьи 5 Федеральным законом от 14.07.2022 № 248-ФЗ);
— в случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии, а также в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (Росприроднадзор) (часть 8 статьи 5 Федеральным законом от 14.07.2022 № 248-ФЗ).
В настоящее время внесены дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьёй 10.8.1 предусматривающие привлечение к административной ответственности за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства при хранении, обработке, переработке, транспортировке, реализации побочных продуктов животноводства и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.